Башкортостан Республикаһының Борай районы муниципаль районының муниципаль автоном мәҙәниәт учреждениеһы Борай районы биләмә-ара үҙәкләштерелгән китапханалар системаһының
Оло Баҙрак ауыл моделле китапханаһы
logo
Большебадраковская сельская модельная библиотека
Муниципального автономного учреждения культуры «Бураевская районная межпоселенческая централизованная библиотечная система» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

История

Сокращенная история создания деревни Бадрак

(с 1859 года Большое Бадраково)

             Деревня Бадраково старинное поселение История башкир-вотчинников Эчке-Еланской волости. Находились в 3-юрте 10-ого кантона (А.З.Асфиндиярова, 2009г.). В литературных источниках не имеется сведений о времени появления поселения и о его первопоселенце. Известно, что долгое время они были подчинены ночайцам, а с 1552-1553гг. русскому государству.

По первой легенде в эти края, из нижнебельских сторон, перереселяются 2 семьи от бояра Бадрак-Габдрашит с сыновьями Габделкагиром и Габделнасыром и Абубакир с сыном Абубаширом. Они работали на Казанцевского боярина, заготавливали для него лес, а в зимнее время охотились.

Габдрашит был старше по возрасту и выше по авториту, опытнее по ведению хозяйство, поэтому, его часто называли бадраков бояр, а со временем просто Бадрак. По этой причине деревня якобы не носит название Габдрашит, а называется Бадрак,т.е. по кличке данной ему соплеменниками.

По второй легенде согласно статье опубликованной в газете “Кызыл Таң” от 1994г. № 217, автор легенды Галяутдинов Зыя с 1887 года рождения). Как он сообщает  Бадраку более 500 лет. Однако подтверждающие данное событие данные пропали. В наши края прибыли 4 брата. Самый старший был первопоселенцем деревни Бадрак, который в первое время жил в шалаше у болота Сикияз. Со временем он перебрался на левый берег реки Сибирган. Это место восточнее на 0,8-1 км от современного Большебадраково. Второй из братьев обосновался в Старо-Бикметово, третий в Каенлыке, четвертый- в Челкакове.

Немного позже, на правой стороне речки Сибирган поселилась 9 примерно 1795г.) жители будущей деревни Силосау. Вначале люди Бадрака и Силосау жили мирно. Друг к другу ходили в гости, баню. Однако, по неизвестным причинам Бадраковцы через некоторые время, поселенцев соседних деревни вынудили переселиться за речку Силосово.

После некоторых трагических событий( пожар, уничтожетожение деревни карателями и т.д.) Бадраковцы сменили место первоначального поселения, т.е. поселелись на территорию современного Бадрака( на 0,8-1 км западнее).

Причиной смены места поселения связаны  с крупными трагическими событиями.  В первую очередь захватом вотчинных земель.

После присоединения Башкирии к России впервые 100 лет соблюдались договорные условия. Но, тем не менее, со временем царское правительство в нарушение договорных условий постепенно начинает захват вотчинных земель башкир и строить крепости на этих землях, переселять на эти  территории русских и крепостных крестьян, мишарей и других народов.

В ответ на захват вотчинных земель башкиры ответили восстаниями. В первый раз это произошло в 1663-1664гг., второй раз -1681-1684гг.

Восстания каждый раз жестко подавлялись. Огнем и мечем прошли каратели по землям западных и северо-западных башкир. Стремясь потушить огонь на корню, русское правительство организовал карательные экспедиции. Первые отряды формировались в Бирске в 1663г. Разоряя, сжигая деревни, убивая людей они прошли к Ирехтинской волости. Второй раз 4 полка карателей под командованием выводы Аристова в 1708г. Вышли из Уфы и проходя через Бирскую крепость и двигаясь по правой стороне реки Белой по маршруту Баженово-Янтузево-Камиляново и через башкирское поселение Бадрак отправились на Каркулино.

После этих восстаний потерь коренного населения Башкортостан огромна и она была направлена на полное уничтожение башкир, только за 1735-1740гг. было сожжено 343 деревни, 3220 дворов и 88 юрт, более 60 тысяч человек погибли. Особое место занимает крестьянская война 1773-1775 года. После кровавых карательных операций большое с двумя мечетями поселение Бадрак исчезла с лица земли. Небольшая группа смельчаков-защитников, во главе деревенской муллой были уничтожены. Они пали защищая свою землю, свободу, религию, родных и детей. После ухода карателей оставшиеся в живых, погибших похоронили с соблюдениями всех законов Корана, как храбрых воинов-батыров. Сколько было погибших, не известно. Для похорон погибших выбрали недалеко от первого места поселения, красивую поляну с благоухающими цветами среди вековых деревьев. Благодарные сельчане для охраны душ погибших посадили березу. Береза росла,  окрепла раскинув свои могучие ветви,  стояла как богатырь -великан напоминая живыми сельчанами единоверсам о былых сражениях погибших героях за свободу, за самостоятельность, за свою веру.

После случившегося, оставшиеся в живых башкиры-вотчинники обосновались на новом, несколько западнее месте. Здесь местом первого поселенца деда Бадрака якобы является участок  Гиндуллина Фаткылислама. К башкирам присоединились татары, убежавшие от бесчинств покорителей Казани.

Проходит время, меняются люди, поколения, правительства и их политика. Вот и береза сторож душ погибших постарела. Могилы павших стали почти незаметными, они остались под дорожной полотной дороги соединяющей пристань им. Вострецово (бывшая Казанцево) с северными поселениями.

В 2000 году старая береза высохла, затем распалась, оставив только большой пенек.

В 2013 году участник ВОВ , ветеран труда , один из потомков башкир-вотчинников деревни Бадрак Халим Гатауллович Самигуллин, рядом со старым березовым пеньком посадил новую молодую 2-х стволовую  березу, напоминающую  тамгу рода Бадрак, племени Елан.

Что касается легенды о том, что деревня бадрак более 500 лет звучить правдоподобно и началом поселения является 1494 году . К этому времени многие племена башкир заселяющие северо-запад Башкортостана вели оседлый образ жизни занимались скотоводством  и земледелением, но были по игой ночайцев, которые в 1546-1610 гг. перекочевали своими людьми на Кубань . Те деревни, которые упоминаются в легенде (Старо-Бикметово, Каенлыково) возникли в более поздней период (в 1732-1795гг.)

За истекший 500 лет деревня Бадрак и бадраковцы пережили пожары, бесчинства царских карательных экспедиции, революцию с наступающими и отступающими войсками, голод, политические репрессии, различные эпидемии, тяжелые военные и послевоенные годы. Но несмотря на все это деревня Бадрак жила, живет и будет жить, обновляется и хорошеет.


История создания деревни Бадрак

(с 1859 года Большое Бадраково)

        Прослеживая историю заселения тех или иных местностей, нетрудно заметить, что долгое время они не имели постоянного контингента жителей. Народы или их отдельные группы находились в положении перманенного перемещения. Ими двигало в основном желание найти наиболее благоприятную местность для проживания с выпасом скота, лесами для охоты, водоемами для ловли рыбы и т.д.

В процессе передвижения, с одной местности в другую племена приносили в другие края свои обычаи, свой язык, свою культуру. Иные сами растворились в среде других племен, утрачивая язык и обычаи предков.

Северо-западная территория Башкирского Предуралья из покон веков были обитаемы и представляли собой контактную зону различных хозяйственно-культурных типов.

Место расположения деревни Бадраково входит в зону лесостепи и в культурно-историческую область оседлых племен сочетавших пастушеское скотоводство с охотой, рыболовством и земледелием. Эта зона различалась от степной по этнической и языковой принадлежности населения. Так , если степные скотоводы были предположительно ираноязычными, то северные принадлежали к финно-угорской этноязычной общности интересующей нас северо-западную часть Башкирии, по мнению исследователей, в XV-XVIв.в. занимали башкирские племена Ельдяк, Таз, Уванвт, Елан, Уран и др., которые поклонялись змеями считали эти загадочные преемы- находится своими покровителями и заступниками. Краеведы подтвержают эту версию множеством примеров и связанной историю многих родов, населяющих берега Таныпа, среднее течение Агидели, верховья Ика и Сюни, байссейны рек Базвы и Куваш с тотямным эниватным-змеем. С середины XVI века территория занимаемая этими племенами стали называтҗся волостями.

История возникновения сел и деревень Башкортостана описаны в трудах А.З. Асфандиярова(2009г.)

Когда возник деревня Бадрак и где. К сожелению данных о времени возникновения деревни и первом поселение остается открытым. Тем менее первоначалҗное место поселения предварителҗно известно согласно существующим легендам. Первоначально деревня Бадрак была расположена на левой стороне речки сибирган на 0,8-1 км восточнее от современного места расположения. На этом месте населения Большебадраково до сих пор собрали камни от старых бань оставленных первопоселенцами. Из-за отсутствия конкретных письменных документов период возникновения деревни основывается на вспомининиях старожилов, передающих из поколения в поколение. Имеющиеся записи, которые раньше велись служителями мечети были потеряны.

Согласно вспоминаниям сторожил( Зыя Галяутдинов “Кызыл Таң” от 1994г. № 217  деревни Бадраково возник более 500 лет тому назад(1887год).

По его рассказам о возникновении деревни Бадрак и его первопоселенце в народе бытует 2 легенды.

По первой легенде в эти края, из нижнебельских сторон, перереселяются 2 семьи от бояра Бадрак-Габдрашит с сыновьями Габделкагиром и Габделнасыром и Абубакир с сыном Абубаширом. Они работали на Казанцевского боярина, заготавливали для него лес, а в зимнее время охотились.

Габдрашит был старше по возрасту и выше по авториту, опытнее по ведению хозяйство, поэтому, его часто называли бадраков бояр, а со временем просто Бадрак. По этой причине деревня якобы не носит название Габдрашит, а называется Бадрак,т.е. по кличке данной ему соплеменниками.

По второй легенде(Галяутдинов Зыя газета “Кызыл Таң” от 1994г. № 217).  В наши края прибыли 4 брата. Самый старший был первопоселенцем деревни Бадрак, который в первое время жил в шалаше у болота Сикияз. Современем он перебрался на левый берег реки сибирган. Это место восточнеена 0,8-1 км от современного Большебадраково.Второй из братьев обосновался в Старо-Бикметово, третий в Каенлыково, четвертый- в Челкаково.

Немного позже, на правой стороне речки Сибирган поселилась жители будущей деревни Силосау. Вначале люди Бадрака и Силосау жили мирно. Друг к другу ходили в гости, баню. Однако, после межевания земель бадраковцы заставили жителей деревни Силосау покинуть земли Бадрака.  Со слов автора Галяутдинова З. этим событиям в 1914 году было 45 лет, а теперь (т.е. когда он все это рассказывал) исполнилась 108 лет.

Когда дед Бадрак жил в шалаше он обнаружил щепку в воде. Старик поднялся вверх по течению речки и встретил человека мастеривший чилок. Дед Бадрак попросил его покинут его земли. Тот умолял, просил не прогонять, говорил, что он один. Так начал образоваться деревня Берлячево( от слова бер-один).

Что касается деревни Улеево, ГаляутдиновЗ. Сообщает следующее. Были якобы 2 брата. Служили какому-то русскому боярину. Работали добросовестно. Они пришли по душе хозяину. В благодарность за хорошую работу, добросовестность, честность боярин им предложил принять христианство. Если они примут его веру,  он им поможет жениться. Один из братьев согласился. Другой убежал и пришел к деду Бадраку. Все рассказал. Дед Бадрак его пожалел отделил землю, выдал ему свою дочь. По фамилии этого человека назвали деревню Улеево. Поселение под таким названием имеется и в Бирском районе, где жил принятый христианство один из братьев.

В период генерального межевания башкирских земель первопоселенец деревни Улеево напросился сопровождать правительственного обходчика, так как он хорошо знал русский язык.

Вместе с землемером обход начали от деревни Ново-Бикметово, откудово на Берлячево, затем на Калмыково, затем на Силосау и через лес к деревне Арсланбеоко, Вечтомовка и пришли откуда начали, т.е. Ново-Бикметово. Когда заполнили все документы с докладом пришли к боярину. Он спросил, где остался Бадрак? Ответ: -внутри обходной территории. Бояр говорип, если не попал, в этот круг, то земля была бы Улеевской. Но Бадрак находится внутри и земля является Бадраковским и назывались Бадраковской дача. После соответствующих переговоров выделили землю и Улеево. Но термин « Улеевский абхут» закрепился в народе.

Это всё легенда. Теперь документально установлены годы образования деревень и их первопоселенцы. Они разняться с существующей легендами. Теперь мы знаем, что 6 деревень Берлячево, Улеево, Каенлыково, Сибирганово, Муллино, Старо-Кувашлино возникшей на землях башкир-вотчинников Эчке-Еланский волости в 1730-1746г.г. на  пожалованных русским правительством мишарям «За усердие в усмирении восставших башкир(А.И.Акманов, 2000г.) Калмыково существует с 1682 года, когда русское правительство  по договоренности с Калмыковским провителями  пригласил Калмыково в помощь русским в усмирении восставших башкир.  Они как и остались здесь и оббашкирились ( со временем перешли на сторону башкир).

Легенда об уничтожении деревни Бадрак пожаром подтверждается.

После присоединения Башкирии к России впервые 100 лет соблюдались договорные условия. Но, тем не менее, со временем царское правительство в нарушение договорных условий постепенно начинает захват вотчинных земель башкир и строить крепости на этих землях, переселять на эти  территории русских и крепостных крестьян, мишарей и других народов.

В ответ на захват вотчинных земель башкиры ответили восстаниями. В первый раз это произошло в 1663-1664гг., второй раз -1681-1684гг.

Восстания каждый раз жестко подавлялись. Огнем и мечем прошли каратели по землям западных и северо-западных башкир. Стремясь потушить огонь на корню, русское правительство организовал карательные экспедиции. Первые отряды формировались в Бирске в 1663г. Разоряя, сжигая деревни, убивая людей они прошли к Ирехтинской волости. Второй раз 4 полка карателей под командованием выводы Аристовав 1708г. Вышли из Уфы и проходя через Бирскую крепость и двигаясь по правой стороне реки Белой по маршруту Баженово-Янтузево-Камиляново и через башкирское поселение Бадрак отправились на Каркулино.

После этих восстаний потерь коренного населения Башкортостан огромна и она была направлена на полное уничтожение башкир, только за 1735-1740гг. было сожжено 343 деревни, 3220 дворов и 88 юрт, более 60 тысяч человек погибли. Особое место занимает крестьянская война 1773-1775 года. После кровавых карательных операций большое с двумя мечетями поселение Бадрак исчезла с лица земли. Небольшая группа смельчаков-защитников, во главе деревенской муллой были уничтожены. Они пали защищая свою землю, свободу, религию, родных и детей. После ухода карателей оставшиеся в живых, погибших похоронили с соблюдениями всех законов Корана, как храбрых воинов-батыров. Сколько было погибших, не известно. Для похорон погибших выбрали недалеко от первого места поселения, красивую поляну с благоухающими цветами среди вековых деревьев. Благодарные сельчане для охраны душ погибших посадили березу. Береза росла,  окрепла раскинув свои могучие ветви,  стояла как богатырь -великан напоминая живыми сельчанами единоверсам о былых сражениях погибших героях за свободу, за самостоятельность, за свою веру.

После случившегося, оставшиеся в живых башкиры-вотчинники обосновались на новом, несколько западнее месте. Здесь местом первого поселенца деда Бадрака якобы является участок  Гиндуллина Фаткылислама. К башкирам присоединились татары, убежавшие от бесчинств покорителей Казани.

Проходит время, меняются люди, поколения, правительства и их политика. Вот и береза сторож душ погибших постарела. Могилы павших стали почти незаметными, они остались под дорожной полотной дороги соединяющей пристань им. Вострецово (бывшая Казанцево) с северными поселениями.

В 2000 году старая береза высохла, затем распалась, оставив только большой пенек.

В 2013 году участник ВОВ , ветеран труда , один из потомков башкир-вотчинников деревни Бадрак Халим Гатауллович Самигуллин, рядом со старым березовым пеньком посадил новую молодую 2-х стволовую  березу, напоминающую  тамгу рода Бадрак, племени Елан.